Пирамида Доверия
ПИРАМИДА ДОВЕРИЯ
В своей жизни и в работе мы взаимодействуем с большим количеством людей, сотрудничаем для достижения своих (и не только) целей. Важным фактором, влияющим как на саму готовность сотрудничать с кем-то, так и на качество этого сотрудничества является доверие. Поэтому важно знать, как его формировать и как поддерживать.
Этому умению может помочь модель «Пирамида Доверия».
Изменение и развитие доверия проходит три основных этапа.
1. ЭТАП ВОСПРИЯТИЯ.
Он базируется на первом впечатлении, формирующемся у нас при восприятии человека.
2. ЭТАП КОММУНИКАЦИИ.
Мы начинаем общаться с партнером. Доверие изменяется в зависимости от коммуникации между нами.
3. ЭТАП ДЕЙСТВИЙ.
Мы начинаем действовать совместно с партнером. Только дела покажут, насколько ему можно доверять.
Доверие складывается из двух факторов:
- Лояльность (желание выполнять взятые на себя обязательства или обещания в нашем сотрудничестве – «быть на нашей стороне»)
- Компетентность (способность выполнять взятые на себя обязательства или обещания: умения, навыки).
На всех трех этапах взаимодействия наше доверие основано на оценке партнера по этим двум критериям.
1. УРОВЕНЬ (ЭТАП) ВОСПРИЯТИЯ.
Во-первых, мы доверяем тем, кто нам нравится.
Во-вторых, мы доверяем тем, кого мы воспринимаем компетентными.
Нам нравятся и вызывают доверие люди, которые обладают следующими качествами:
- Сходство с нами.
- Привлекательная внешность.
- Привычность.
- Открытость.
- Позитивное отношение к нам.
На восприятие человека как компетентного влияют такие стереотипы:
- Образованность.
- Статус.
- Спокойствие и выдержка.
- Уверенность в себе.
2. УРОВЕНЬ (ЭТАП) КОММУНИКАЦИИ.
В процессе коммуникации доверие к нам формируют:
Мотивация достижения цели:
- Искренность в выражении своих мотивов и интересов.
- Динамичность, эмоциональность в высказываниях.
- Обоснованность в объяснении своих мотивов.
Лояльность к партнеру:
- Уважение к партнеру
- Внимание к партнеру.
- Честность.
Компетентность:
- Достоверность сообщаемой информации.
- Объективность в оценке ситуации.
- Убедительность — аргументированность в обсуждении.
Действенность:
- Постановка целей.
- Планирование.
- Конгруэнтность (аутентичность).
3. УРОВЕНЬ (ЭТАП) ДЕЙСТВИЙ.
Доверие на третьем этапе формируют действенность и лояльность:
Действенность (проявление компетентности):
- Результативность
- Эффективность
Лояльность:
- Помощь партнеру в работе
- Признание совершенных ошибок
- Справедливость в оценке вклада