Анализ конфликта
АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
Эти рекомендации помогут Вам прояснить все аспекты конфликта и подготовиться к беседе по его разрешению.
Предмет конфликта:
- Насколько глубоко каждая из сторон понимает ситуацию (проблему, тему) другой стороны?
- Насколько стороны связаны друг с другом (зависят друг от друга)?
- Насколько каждая из сторон зависит от ситуации (проблемы, содержания спора)?
- Находится ли предмет конфликта в области проблемы или в области отношений?
Динамика конфликта:
- Как возник конфликт? Как он развивался?
- Что поддерживало (подогревало) конфликт?
- Какие критические моменты, по мнению сторон, характеризовали протекание конфликта?
Стороны конфликта:
- Кто представляет стороны конфликта (конкретные персоны, группы…)?
- Кто является ключевыми персонами в каждой из сторон конфликта?
- как относятся представители сторон к своей собственной «команде»?
- Насколько четко разграничены друг с другом стороны конфликта?
- какие роли представлены в каждой из сторон конфликта?
Позиции и отношения:
- Какие формальные и неформальные позиции представляют (защищают) стороны конфликта?
- Какое давление оказывают стороны друг на друга, чтобы получить от оппонентов желаемое?
- Что предпринимают стороны, чтобы противостоять этому давлению?
- Взаимодействуют ли стороны с третьими лицами или группами?
Отношение сторон к конфликту:
- Как воспринимают стороны ситуацию в целом?
- Воспринимают ли стороны конфликт как нежелательную и разрушительную ситуацию, или позитивно как шанс для изменений?
- Как стороны видят желательное завершение конфликта и необходимые для этого действия?
- Как стороны относятся к продолжению конфликта?
Организация как потенциал для конфликта:
- Известны ли ключевые задачи организации?
- Существуют ли принципы, стратегии и планы, конкретизирующие организационные цели и ценности?
- Как сотрудники относятся к организационной политике и стратегии организации?
- Прозрачна ли структура организации для сотрудников?
- Какое значение в организации имеют власть, статус, престиж, карьера?
- Чем характеризуется организационный климат?
- Как организация относится к потребности в развитии своих сотрудников?
- Какие обоюдные или односторонние зависимости существуют при распределении задач и ответственности? Как относятся к ним сотрудники?
- Как планируются и контролируются процессы? Какие зависимости при этом возникают?
- Как к этому относятся сотрудники?
- Где возникают трения по поводу материальных ресурсов, которые не должны возникать?
Уже предпринятые попытки урегулирования конфликта:
- Почему предпринятые попытки не привели к успеху?
- Какие выгоды получают стороны от существования конфликта?
- Что ожидают стороны от продолжения конфронтации?
- Что они боятся потерять, если пойдет навстречу оппоненту?
- На что они готовы согласиться?
- Готовы ли они пойти на эмоциональные неудобства для прояснения ситуации?
- Как стороны относятся к уже предпринятым попыткам урегулирования конфликта?
- Что уже предприняли сами стороны, чтобы конструктивно разрешить конфликт?
- Как попытки разрешения конфликта повлияли на его протекание?
- Видят ли стороны возможности для разрешения конфликта или потеряли всякую надежду?
- Какую позицию — активную или пассивную — занимают стороны по отношению к конфликту?
Источник: рекомендации составлены на основе книги Fridrich Glasl «Konfliktmanagement»